Подводные лодки проекта 644

Это были первые серийные отечественные ПЛ Подводная лодка с крылатыми ракетами. В соответствии с проектом переоборудование ПЛ Подводная лодка проекта 613 происходило без изменения прочного корпуса лодки. Это было достигнуто за счет демонтажа кормовых торпедных аппаратов, снятия запасных торпед носовых торпедных аппаратов и перекомпоновки помещений в носовых отсеках. Комплекс размещался в двух прочных контейнерах установленных на палубе надстройки за ограждением рубки, параллельно друг другу. Целеуказание ракетам осуществлялось при помощи навигационного комплекса "Север-Н-644" и астронавигационного перископа "Лира. В междубортном пространстве была установлена прочная аварийная балластная цистерна, обеспечивающая погружение, плавание в подводном положение и всплытие аварийной ПЛ Подводная лодка с одним затопленным ракетным контейнером. Для повышения поперечной остойчивости лодки с высоко расположенными ракетными контейнерами, в киль корабля из надстройки были перенесены баллоны ВВД, а твердый балласт размещен в доковом киле. В результате модернизации увеличилась ширина корабля за счет легкого корпусаудлиненно ограждение рубки изменена надстройка. Поскольку ракеты хранились полностью готовыми к стрельбе в контейнерах поддерживался особый микроклимат. Стрельба осуществлялась из надводного положения при поднятых на 15 градусов к горизонту ракетных контейнеров с открытыми крышками. Пуск производился в корму лодки, т. Стрельба залпом не предусматривалась. При старте первой ракеты, вторая находилась в закрытом контейнере. После рассмотрения результатов экспедиции правительственной комиссией было принято решение о подъеме лодки кодовое название - операция "Глубина". Для подъема "C-80" на Николаевском ССЗ Судо-строительный завод было построено специальное спасательное судно "Карпаты", оснащенное устройством для подъема затонувших подводных лодок. Проведение операции "Глубина" осуществляла ЭОН-10 Северного флота под командованием капитана 1-го ранга Минченко с приданным отрядом тральщиков и эсминцем для охраны водного района. Работы по непосредственному подъему лодки начались 9 июня 1969 года и проводились в два этапа. Сначала лодка была оторвана от грунта и подвешена на подкильных строповых приспособлениях, после чего СПС "Карпаты" должно было поднять лодку до глубины 70 метров и отбуксировать в прибрежный район. Затем, в укрытом районе планировалось поднять "C-80" традиционными методами с помощью понтонов и водолазов. В августе на "C-80" начала работу правительственная комиссия под руководством Героя Советского Союза вице-адмирала В результате работы комиссии были восстановлены следующие обстоятельства и причины гибели лодки. Ночью 26 января 1961 годя "C-80" шла под дизелем на перископной глубине в условиях волнения до 6 баллов и температуры -5 градусов Цельсия. Около 01 часов 27 минут 27 января лодка провалилась ниже перископной глубинычто привело к захлестыванию шахты РДП Устройство для работы дизелей под водой шнорхель. Поплавковый клапан не сработал из-за обледенения, так как обогрев клапана горячей водой от дизелей был отключен. После обнаружения поступления воды в 5-й отсек трюмный машинист ошибочно вместо закрытия воздушной захлопки РДП Устройство для работы дизелей под водой шнорхельповернул расположенный рядом маховик комплекса "Лира", в результате чего вода продолжала затоплять отсек, создавая угрожающий дифферент на корму. Попытка мотористов вручную закрыть второй запор шахты РДП Устройство для работы дизелей под водой шнорхель не увенчалась успехом, так как шток клапана был погнут давлением поступающей воды. В создавшейся экстремальной ситуации были допущены две трагические ошибки, приведшие в конечном итоге к гибели корабля - не была использована система быстрого продувания аварийно-балластных цистерн и не выполнена команда на дачу хода главными электродвигателями. После того, как скорость упала до нуля, а дифферент возрос до 45 градусов, лодка провалилась на глубину кормой вниз и утратив подводную непотопляемость, вошла в грунт. В результате воздействия избыточного давления переборки 2,3 и 4-го отсеков были взыровоподобно разрушены, личный состав, находившийся в отсеках погиб. Попытки оставшихся в живых 24 членов экипажа покинуть затонувшую лодку в аппаратах ИДА-51 не увенчались успехом. Погибли 68 членов экипажа. Никольский «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991» ИМО Санкт-Петербург 1996 Гусев «Подводные лодки с крылатыми ракетами» СПб «Галея Принт» 2000 История отечественного судостроения.