«Единый клиент» и «Фактор»: главные обновления за осень 2023
Рассказываем, над чем наша команда трудилась весь квартал. Если коротко: «Фактор» теперь умеет работать с адресами из прошлого, отсеивает мусор из ФИО и помогает построить верный отчет по банкоматам. «Единый клиент» научился оценивать риски контрагентов, уведомлять об обновлении черных списков и разливать записи онлайн.
А теперь подробнее.
Главные обновления «Фактора»
1. Разобрались с адресами мест рождения
Контекст: когда мы стандартизируем текущий адрес, «Фактор» разбирает и приводит его к актуальному виду. Но адрес места рождения — особенный, его не нужно обновлять и преобразовывать. Для работы с ним нужен особый подход.
Чтобы стандартизировать адреса мест рождения, например, для сдачи отчетности 4936-У (ПОД/ФТ), «Фактору» мало актуальной базы, нужна история переименований и изменений в административном делении во время СССР. Мы начали собирать такую базу вручную и массово пополнили справочники адресами, которые когда-то были в странах СНГ. Добавили почти 600 районов, городов и населенных пунктов, а также связи между адресами внутри СССР.
Что это дало? Теперь обработка адресов мест рождения будет более корректной: нам удалось разобраться с 20% проблемных, невалидных исторических адресов.
2. Упростили банкам сдачу отчетов по банкоматам и терминалам
Контекст: для формы 260 Банк России ожидает адреса в муниципальном делении, а проверяет их по справочнику ОКТМО.
Этот справочник составляет Росстат. «Фактор» же раньше забирал адреса в этом формате из ГАР, который ведет ФНС. Однако иногда у регулятора возникали вопросы, ведь одни и те же населенные пункты в этих справочниках могут быть записаны по-разному.
Что это дало? «Фактор» выводит нужные адресные данные из справочника ОКТМО, как того требует регулятор. После обновления один из наших клиентов-банков впервые не получил ни одного вопроса от ЦБ.
3. Отсортировали мусорные ФИО
Контекст: раньше все имена, которые не нашлись в справочниках, получали общий маркер. Даже явно мусорные, когда человек не захотел оставлять свое имя и написал случайный набор букв.
Мы научили «Фактор» отличать абракадабру от опечаток или редких имен. Обновили свои справочники ФИО (на 40%!) и собрали статистику, какие последовательности букв могут встречаться, а какие нереальны. Для последних ввели дополнительные маркеры, чтобы сократить количество ФИО с негарантированным статусом.
Что это дало? Теперь «Фактор» отдельно отметит варианты, похожие на мусор. Например, если в имени три гласных подряд или редкие последовательности букв.
Главные обновления «Единого клиента»
1. Добавили расчет уровня риска
Контекст: 115-ФЗ обязывает российские компании оценивать уровень риска каждого контрагента, которого те принимают на обслуживание — будь то физическое лицо, юридическое или ИП. При среднем и высоком уровне риска организации могут отказать клиенту в обслуживании или заблокировать операции.
Мы заинтересованы в том, чтобы помогать бизнесу соблюдать требования 115-ФЗ, поэтому добавили в модуль «Черные списки» расчет уровня риска клиента. Он базируется на одной или нескольких категориях:
- риск по типу клиента или бенефициарного владельца (действителен ли паспорт; входит ли юрлицо в список тех, в отношении кого Правительство ввело специальные экономические меры);
- страновой риск (входят ли адреса регистрации и гражданства в черные списки FATF — Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег).
Что это дало? Вся нужная информация о результатах проверок сразу отображается в карточке клиента. Поскольку каждая организация вправе самостоятельно определять факторы, влияющие на уровень риска, в «Едином клиенте» мы реализовали гибкие механизмы конфигурации правил расчета. Теперь наши клиенты могут сразу понимать, с каким уровнем риска имеют дело при работе с тем или иным контрагентом.
2. Настроили уведомления о загрузке списков и сверке со стоп-листами
Контекст: по вышеупомянутому 115-ФЗ у компании есть меньше суток, чтобы отреагировать на попадание клиента в черные списки.
Мы создали понятные бизнесу оповещения. Уведомления придут, когда списки обновятся и когда сверка с ними будет завершена. Внутри письма — таблица, в которой отражены, сколько и каких связей было выявлено в результате проверки.
Что это дало? Комплаенс оперативно узнает об обновлениях списков и результатах сверки с ними. Сотрудники могут вовремя запустить бизнес-процесс с попавшими в черные списки клиентами и успеть заблокировать их счета в срок, без риска нарушить требования закона.
3. Добавили новый онлайн-метод для разлияния записей
Контекст: у некоторых наших заказчиков личный кабинет дает возможность владеть несколькими продуктами — например, добавлять себе несколько лицевых счетов. Но что, если обстоятельства изменились и человек хочет что-то поменять?
Мы добавили в «Единый клиент» новый онлайн-метод для разлияния записей. Теперь клиенты компании могут легко и просто управлять составом своего личного кабинета. Например, если съехали со съемной квартиры и больше не будут оплачивать там интернет — передать этот лицевой счет другому человеку.
Что это дало? Если раньше разлить карточку могли только дата-стюарды вручную, теперь это происходит автоматически в рамках бизнес-процессов. Стало удобнее и нашим клиентам, и их клиентам. :)