В 2022 году Федеральная антимонопольная служба возбудила почти 150 дел по результатам жалоб граждан на незаконную рекламу. Штрафы для бизнеса за такие нарушения могут достигать полумиллиона рублей.
Мы помогаем крупному бизнесу обрабатывать и приводить в порядок клиентские данные. Нас заинтересовало, как бизнес работает с согласиями на обработку таких данных и часто ли получает штрафы за рекламу только потому, что на ее получение клиент не соглашался.
Мы проанализировали выложенную в открытый доступ базу решений ФАС и нашли в ней 148 административных дел, возбужденных в 2022 году из-за нарушения ч.1 ст. 18 Закона «О рекламе». Согласно этой статье, распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение рекламы. Именно с такими жалобами и обращались в ФАС россияне. Чаще всего недовольство вызывали «несанкционированные» звонки (68 дел) и СМС (62 дела).
Как показал анализ, 75% жалоб потребителей в ФАС завершились для компаний-нарушителей штрафами. Поскольку размер штрафов за такие нарушения для юрлиц колеблется от 100 до 500 тыс. рублей, в общей сложности на незаконной рекламе российский бизнес мог потерять от 11 до 56 млн руб.
Но на практике штрафы — не самое неприятное последствие для бизнеса. Куда критичнее лишиться возможности коммуницировать и рекламировать продукты по своей с таким трудом накопленной клиентской базе. А ведь это распространенное последствие из предписания ФАС. Из-за некорректной работы с согласиями компания может лишиться жизненно важных маркетинговых инструментов и фактически утратить конкурентное преимущество — придется собирать собирать согласия снова для всех клиентов.
Артем Дмитриев
управляющий партнер в консалтинговой компании Comply
В первую тройку регионов, где управления ФАС в 2022 году чаще всего возбуждали дела о незаконной рекламе, вошли Новосибирская (34 дела), Кемеровская (18) и Свердловская (17) области. Интересно, что в Москве в прошлом году было возбуждено только одно дело.
В 33% спамеры предлагали россиянам банковские услуги, а в 21% — микрокредиты. В остальных случаях речь шла об услугах связи и предложении иных товаров и услуг.
В перспективе в России может появиться система по управлению согласиями через Госуслуги, и бизнесу стоит подготовиться к этому. Пока многие компании собирают согласия в бумажном виде и не оцифровывают их, а иногда и вообще никак не отслеживают. Я бы рекомендовал внедрить процессы сбора и управления согласиями на обработку данных и рекламу, включая логирование и раздельный учет разных типов оснований, контроль версионности текстов согласий и сроков их действий. Ведь важно не только собирать согласия, но и убедиться, что собираются они корректно (например, от них можно отказаться и не соглашаться с рекламой) и гарантированно отслеживается их действительность (истечение срока действия, отказ клиента по разным каналам).
Ну и не будем забывать, что государство все с большим вниманием следит за соблюдением законодательства о персональных данных. Поэтому дилемма — управлять согласиями и структурировать их или же получать штрафы за спам — для маркетологов, рекламщиков, IT-подразделений и корпоративных юристов будет все острее.
Артем Дмитриев
управляющий партнер в консалтинговой компании Comply