image
Полезное

Согласия на обработку персональных данных: что ждать в 2025-м?

15.01.2025
2 мин

В наступившем году законодатели могут принять сразу несколько важных поправок. Разбираемся, в чем их суть и к чему готовиться бизнесу.

Отдельное оформление согласия на обработку ПДн

В чем суть? Операторов персональных данных могут обязать оформлять согласие на обработку ПДн отдельно от других документов — например, клиентских договоров или пользовательских соглашений. Предполагается, что так граждане будут более  осознанно предоставлять свои данные, а не автоматически соглашаться на их обработку при подписании других документов.

Как повлияет на бизнес? Если изменение примут, компаниям придется провести аудит всех документов, которые можно отнести к согласиям на обработку персональных данных (в их прежнем понимании). Если согласие было включено в пользовательское соглашение или договор, придется их переписать и составить отдельные тексты согласий.

Законопроект №679980-8 принят в первом чтении 29 октября 2024 года. В случае окончательного принятия вступит в силу с 1 марта 2025 года. 

Запрет на ограничение доступа к информации при отказе от предоставления ПДн

В чем суть? Продавцы товаров и владельцы агрегаторов не смогут ограничить доступ потребителей к информации о товарах, работах или услугах, если те отказались оставить свои персональные данные. Исключение — случаи, когда предоставление ПДн обязательно по закону. Ситуация, когда отказ от предоставления данных лишает потребителя доступа к необходимой информации, станет невозможной. 

Как повлияет на бизнес? Нужно будет явно разграничить те поля ПДн, которые препятствуют исполнению закона, и те, которых он не касается. Уже нельзя будет сделать создать форму, в которой организация просит паспортные данные, чтобы просто прислать условия договора или рассчитать цену. Можно будет попросить только, к примеру, электронный адрес для отправки письма. А вот запросить имя, пол и другие важные данные — только с согласия гражданина. Это означает, что процесс сбора и учета согласий должен учитывать все подобные нюансы. 

Эта инициатива также входит в законопроект №679980-8. При этом уже действует аналогичная поправка в законе о защите прав потребителей. После принятия законопроекта граждане смогут ссылаться еще и на 152-ФЗ. 

Упрощение процедуры отзыва согласия на обработку ПДн

В чем суть? Процедура отзыва согласия на обработку персональных данных должна стать проще. Каждый человек сможет легко и быстро отозвать данное какой-либо организации согласие. Предполагается, что после нововведения люди смогут лучше контролировать использование своих ПДн. 

Как повлияет на бизнес? Сейчас отозвать согласие можно либо лично, либо отправив письмо по почте в головной офис организации. Если законопроект примут, компании должны будут создать специальную форму на сайте, через которую люди смогут прислать запрос на прекращение обработки своих ПДн. Стоит приготовиться к тому, что желающих это сделать станет существенно больше. 

Законопроект № 608384-8 был внесен в Госдуму 22 апреля 2024 года, пока парламентарии его рассматривают. 

Что еще может измениться в 2025 году? 

  • Может появиться давно анонсированный реестр согласий на обработку персональных данных на портале Госуслуг. Эта инициатива находится на этапе разработки и обсуждения: официального законопроекта с присвоенным номером пока нет, но чиновники уже упоминали, что запуск проекта может произойти и в 2025 году. Если это произойдет, то сначала весь крупный бизнес, а потом и весь прочий, будут обязаны отправлять данные о собранных согласиях, их сроке и отзывах в государственную информационную систему. За нарушение порядка — штрафы. 

  • Система Роскомнадзора «Окулус» может начать использоваться в том числе для автоматизированного мониторинга нарушений и дарк-паттернов в части согласий на обработку ПДн. Если это случится, проверка сайта на корректность согласий и форм сбора персональных сведений сможет проходить в любую минуту в «фоновом режиме». Бизнес получит предписание об устранении нарушений или даже штраф, когда уже не сможет отреагировать предиктивно.



Обсудить статью
Выбор редакции
image
Полезное
Реалтайм и мультиканальность: 12 вопросов о «Маркетинговом комбайне», которые важны для CRM-маркетологов
Представляем новый инструмент для крупного розничного бизнеса и рассказываем о его фичах, которые помогут маркетингу влет создавать кампании
Елена Данилова
26.11.2024
3 мин.
image
Обновления
Масштабно обновили «Центр управления согласиями» (и внедрили AI)
Внедрили нулевое согласие, доработали визуализацию и сделали интеграцию с GPT.
Тимур Сафиуллин
22.04.2024
1 мин.
image
Новости
HFLabs теперь по-новому работает с интеграторами. Что? Да!
Рады объявить: мы готовы передать часть наших новых продуктов — «коробок» системным интеграторам на дистрибуцию.
Екатерина Илюхина
27.02.2024
1 мин.
image
Полезное
10 самых частых вопросов о «Маскировщике»
Подготовили ответы на вопросы, которые нам чаще всего задают на демо-сессиях и пресейлах по «Маскировщику».
Ольга Сердобинцева
11.09.2023
3 мин.